Почему не чистят снег? Завтра на работу, а из двора не выехать, по трассе – снежная каша и многочисленные аварии! Такие разговоры услышали в эту субботу, во время очередного снегопада на проспекте Дериглазова.
Действительно, почему? Дворы все засыпаны, тротуары напоминают “волчьи тропы”, машины буксуют на льду. И при этом отсутствует какая-либо дорожная техника.
Чтобы изначально выяснить причину, мы решили узнать как обстоят дела с уборкой снега в Курске. Для этого побывали в одном из дорожно-эксплуатационных предприятий (ДЭП) г.Курска и выяснили, какую технику здесь используют, как выглядит рабочий день работников, почему они считают свою профессию особенной и чего им не хватает, чтобы курские дороги зимой были в идеальном состоянии. Разговор велся не с начальниками, а с простыми рабочими, эксплуатирующими уборочную технику, по их просьбе не будем указывать название данного предприятия, но в принципе ситуация везде одинаковая.
Не хватает техники и сотрудников
Чистят наши дороги от снега еще машины советских времен. Это ЗИЛы, МАЗы, тракторы «Беларусь», пескоразбрасыватели, трактора со щетками и тому подобное.
Когда выпадает снег, сначала чистят дороги, где курсирует городской транспорт : трамвайные, троллейбусные, автобусные маршруты. Потом – выезды и въезды в город, после – боковые и межквартальные улицы. Для этого каждое ДЭП имеет набор комплексной техники. «Начинается снегопад – вызывают трактористов, бульдозеристов – начинают работать. Независимо от времени суток, – говорит Сергей, водитель снегоуборочной машины. – Работников не хватает, техники не хватает. Для каждого ДЭП стоит приобрести еще по одной машине ».
Он добавляет, что зарплата сотрудников ДЭП зависит от сезона и от того, кто на какой технике работает. «Тот, кто работает на самой сложной – например, на грейдере – зимой получают хорошую зарплату. Такая работа предполагает ночные дежурства ».
Сергея возмущает, когда куряне говорят про «транспортный коллапс». «Во время недавнего снегопада в Курске мы со своей задачей справились. – Дороги не стали! Так какой коллапс? Мы даже с имеющейся техникой не допустили остановки транспорта. Когда выпадает месячная норма, то даже самые богатые страны Европы – как Швейцария или Германия – расчищают по мере выпадения снега. У нас нет никакого коллапса. Есть нормы уборки снега. Мы этих норм придерживаемся ».
Андрей, водитель снегоуборочной машины, рассказал, что в коммунальной сфере работает с 1982-го года и его знает наверное каждый коммунальщик в городе. Однако, из-за нехватки людей и устаревшей техники, часть улиц остается неубранной, а каждая зима превращается в испытание для людей и машин.
Ярко-желтый ковш снегоуборочной машины сметает с середины автомагистрали полоску снежной каши. В кабине водителя звучит музыка, но ее почти не слышно из-за грохота двигателя и шума подметальных устройств. Машина разворачивается на небольшом пятачке и опять едет по дороге, выравнивая ее контур. Улица резко спускается вниз, а затем стремительно поднимается – как и большинство дорог в нашем городе.
«Да, у нас сложный район. Но я не жалуюсь », – говорит Андрей. Он рассказал, как чистят тротуары и улицы с брусчаткой, как изменилась работа ДЭП с появлением новой техники и почему все же стоит доверять прогнозам погоды.
В течение последних семи лет автопарк ДЭП обновили, но только на тридцать процентов. Главная проблема – это возраст техники: некоторые машины произведенны в восьмидесятые годы прошлого века. «Такая техника априори не может ездить, но едет и убирает снег», – говорит Андрей.
Часть снегоочистительной техники используется летом. Новые машины обычно комбинированные – зимой чистят снег, летом поливают улицы. Самосвалы МАЗ в теплое время года привлечены к ремонту дорог и перевозки грузов. Только пескоразбрасыватели не переоборудуются, поэтому весной их готовят к отдыху в помещении, смазав все детали.
Работа с ореолом приключенческой романтики
Что нужно, чтобы работать на снегоочистительной машине? «В первую очередь желание, а потом уже специальная квалификация», – отвечает Андрей. Работа с такой сложной техникой из-за плохой погоды имеет определенный ореол приключенческой романтики. Кроме того, люди гордятся тем, что помогают засыпанному снегом городу ожить .
«Один мой друг говорит: пусть буду зарабатывать меньше, но буду чувствовать себя человеком. У нас один человек может работать на нескольких механизмах. Необходимо, например, загружать снег, он соскочил с подметально трактора и пересел на погрузчик. Иначе здесь нельзя », – говорит Андрей.
Однако работников не хватает . На автокране здесь работает шестидесятилетний мужчина, который также умеет управлять самосвалом и подметальной машиной. Когда он уйдет на пенсию, найти на это место молодого человека будет непросто. Ведь это работа и днем и ночью, а график зависит от погоды.
Василий, водитель снегоуборочной машины рассказывает, что первые годы семья обижалась, что он встречает Новый год на работе. Теперь привыкли, и, наконец, не каждый год дежурство приходится на выходные дни. Когда сильный снегопад, на работу выходят независимо от графика. На дороге работает несколько машин – так эффективнее. Ведь, если не почистить нанесены машинами снежные полоски, они в мороз превратятся в непроходимые сугробы. Вовремя неубранный снег превращается в лед, против которого машины уже будут бессильны.
Вручную снег чистят с пяти до восьми утра. Сначала пешеходные переходы и остановки. У остановок открывают бордюр, расчищая вал снега, который формирует снегоуборочная машина.
Больше всего мешают неправильно припаркованные машины: когда они стоят поперек дороги или с обеих сторон проезжей части, снегоочистительная техника не может проехать без того узкими улочками. В начале декабря прошлого года в Курске выпал сильный дождь, а сразу после этого ударил мороз, и все стало хрустальным. Техника на объекты не смогла проехать именно из-за неправильно припаркованных автомобилей.
Смотрят прогноз погоды минимум на четырех сайтах
Несколько лет назад все машины оборудовали GPS-навигаторами. В диспетчерской на мониторе теперь можно видеть, где каждая из машин и куда она движется.
В Курске много площадей замощены. В зависимости от погоды, в одном случае надо в первую очередь обработать участки с асфальтированным покрытием, в другом – с брусчаткой. Бывает так, что асфальт закрыт уплотненным снегом, а брусчатка – «голая». Тогда благодаря карте, можно отправить технику на нужные участки.
Мониторят и погоду. Галина, диспетчер рассказывает, что смотрит прогноз погоды минимум на четырех сайтах . Особенно показательна карта осадков от Gismeteo. Прогнозы обычно сбываются на 90%. Также ДЭП получают сообщение от гидрометцентра и «чрезвычайников», которые предупреждают о сильных снегопадах . Тогда на дежурство назначают больше людей.
Дорожно-ремонтное предприятие имеет базу, где можно хранить технику зимой, однако она нуждается в ремонте. Машинам нужна крыша над головой.
В боксе с техникой должна быть плюсовая температура, чтобы машины не замерзали. В сильный мороз, технику на улице приходится иногда отогревать паяльными лампами.
Современные снегоочистительные машины холода не боятся, но их в ДЭП только треть. Старые машины стоят в боксе, часто выходят из строя. А когда во время сильного снегопада со снегоочистительной техникой случаются аварии, жизнь в городе может быть парализована.
Что касается уборки снега в нашем дворе, на проспекте Дериглазова, то данное дорожное предприятие к этому отношение не имеет. Их задача- очисть центральные подъезды. Уборку снега дворовой территории должна проводить управляющая компания, в функции которой входит поддержание ее в надлежащем состоянии.
С прошлого года ситуация не изменилась. Дворники работают старым методом – совковыми лопатами. Нет даже ни одного мотоблока-снегоуборщика. Трактор с лопатой проходит крайне редко, очищая проезды только на следующий день после снегопада. Возле детского садика невозможно припарковаться и разъехаться. Ставить машины на стоянку уже некуда – все занесено снегом.
Остается одно – ждать весны, когда растает снег или самим брать лопаты и чистить дворы.
Каждый год одни и те же вопросы и так всю жизнь. Так и помрем, не узнав на него ответа. Неужели все так запущено?
Самим надо выходить и чистить – по другому никак в нашей стране.