Нравственное воспитание детей с точки зрения современной православной культуры. Думаем, что эта сложная тема будет многим интересна, тем более, что до главного православного праздника – Пасхи, остается меньше месяца.
Если взрослые вообще не будут вмешиваться в воспитание детей, вырастут те самодостаточными и реализованными людьми?
Большинство глубоко мыслящих людей утверждают, что дети рождаются в этот мир беспомощными и нуждаются в помощи и заботы, наставничества взрослых. Точнее, детей нужно учить, как гармонично жить в обществе.
Исторически сложилось, что миссией школы было и является обучение и воспитание подрастающего поколения. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что современные школы действительно является образцом морали? Или школьники приобретают все нравственные качества – честности, добра, милосердия, ответственности и др.? К сожалению, мы наблюдаем увеличение агрессии среди подростков. Безответственность, неспособность управлять своими эмоциями, пассивность, депрессия, неуважение к старшим, нецензурная брань сопровождают наших детей.
Нравственное воспитание, в свою очередь, помогает детям приобрести многие из тех добродетелей и качеств, которые помогут им проводить достойную жизнь, быть милосердными, честными и добрыми. Мораль является социальным «клеем»: она помогает людям правильно взаимодействовать в обществе. Нравственное воспитание закладывает у детей тот «барометр», который поможет им определить, что хорошо, а что – плохо. Очень жаль, что границы добра и зла часто чрезвычайно размыты. Даже взрослым в современных реалиях трудно иногда понять, как вести себя в тех или иных ситуациях.
Психологи отмечают, что детям необходимо несколько больше, чем хорошее питание, лучшие жилищные условия и общение – их необходимо обучать этическим принципам, чтобы они хорошо понимали, что можно делать, а чего нельзя и почему.
Поэтому нравственное воспитание детей – основа всех решений и поступков в течение всей жизни.
.Формирование характера это то, чем начинают заниматься родители, когда их дети еще совсем малыши, однако эту миссию трудно выполнить родителям на 100%, когда ребенок идет в школу. В школе они проводит много времени, именно здесь они учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Еще греческий философ Аристотель говорил, что «человек становится добродетельным, когда делает добропорядочные поступки; храбрым, когда делает храбрые поступки ». И поэтому одним из важнейших направлений нравственного воспитания является практическое применение положительных черт характера. Как мы можем сказать ребенку «Будь милосердным”, не показав как именно он может проявить эту черту характера? Может любовь к ближнему выражаться только в словах, которые не подкреплены делом? Поэтому необходимо создает такие условия, где дети могли бы проявить свои человеческие качества. Различные акции добра и милосердия обогащают духовно наших детей. Они осознают, что они, еще совсем юные, могут повлиять на чью-то жизнь добрым делом, хорошим словом, теплым взглядом.
Как учить тому, что для нас является не ценным? Как дать напиться из сосуда, который сам является пустым? Иными словами, как мы можем научить детей иметь христианские ценности, когда сами не получили этих добродетелей. И поэтому очень часто, ученики видят совсем не то, что им говорят. Мамы, папы и учителя, мы несем огромную ответственность за нравственное воспитание детей, за наше поведение, слова и действия. Не имея «стартового капитала» нравственных ценностей в себе, очень трудно воспитать настоящих высоконравственных ЛЮДЕЙ .
То, что мы не получили знания в детстве о христианских ценностях, не влияет на человечность. Многие люди не имеют и высшего образования, но намного толерантней и человечней , чем некоторые с очень высоким уровнем образования во всех направлениях. Я думаю, каждый из нас имеет вокруг таких знакомых?
Да, так оно и есть!! Нужно начинать с себя: подавать пример детям. Ведь открытому человеку намного проще живется, чем скряге и невежде