Группы смерти – как уберечь ребенка? Об этом то и дело говорят по телевизору. Это может случится в любой, самой благополучной семье. Это тенденция века интернета в самом негативном обличии. ЭТО НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ!
Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни. С каждым годом все больше людей не представляет своей жизни без них, ведь день будет неудачным, если не удастся перечитать ленту друзей или «запостить» очередное селфи.
Реальная жизнь будто перекочевала в виртуальное пространство, зайдя буквально на пять минут в «Фейсбук» можно узнать все и всех. Современные дети с довольно раннего возраста начинают осваивать мир информационных технологий и чувствуют себя во Всемирной паутине, как рыба в воде, даже не подозревая об опасности, которая может там их подстерегать.
Уже несколько лет в виртуальном пространстве социальных сетей работают так называемые «группы смерти», в которых призывают детей к самоубийству. Информация о подростках, которые доиграли эту игру до конца и покончили с собой, подняла общественность и заставила родителей пересмотреть свое отношение к интернету в жизни своих детей.
В разговоре с психологом детского социального центра Ириной Луневой я выяснила, как воспитать сознательного пользователя интернета, с какого возраста дети могут заводить аккаунты в социальных сетях и как уберечь своих детей от так называемых «групп смерти ».
– Ирина, здравствуйте. У нас серьезная тема: группы смерти – как уберечь ребенка? Сложно представить современных детей без компьютеров, планшетов, смартфонов и доступа к интернету. Мне кажется, что важно не запрещать детям вести аккаунты в социальных сетях, а научить их ими пользоваться, то есть воспитать сознательного интернет-пользователя. Как это правильно сделать и когда следует начинать?
– Вы правы. Действительно, запрещать детям интернет нельзя, ведь при таком условии им захочется обойти запрет. Кроме того, интернет – это средство не только для игр, но и для общения, обучения. Очень часто в социальных сетях дети общаются по поводу домашних заданий, уроков. Надо научить детей правильно пользоваться интернетом в целом и социальными сетями в частности. С какого возраста учить? Здесь также стоит говорить об индивидуальном подходе.
Современные дети начинают пользоваться интернетом, в частности играть в виртуальные игры, в довольно раннем возрасте. В 5-6 лет они уже могут набрать в поисковой системе название игры, зайти туда и играть. Очень часто дети включают видеозаписи игр, таким образом могут наталкиваться на различные видео, не совсем для них предназначенные. Поэтому родители должны следить за тем, какие сайты посещает ребенок, что слушает и смотрит.
Не стоит давать ребенку возможность сидеть за компьютером в наушниках, ведь при таком условии он может смотреть что угодно. Желательно установить на компьютер программу «родительский контроль», которая позволяет контролировать посещение отдельных сайтов. Конечно, это будет работать по крайней мере до тех пор, пока ребенок не научится его снимать. Не секрет, что компьютерная грамотность детей выше, чем большинству родителей.
Как только ребенок проявляет интерес к социальным сетям и начинает ими пользоваться, важно сразу научить его правильно себя вести. Однозначно нужно говорить ребенку о том, что есть определенная опасность в пользовании интернетом. «Группы смерти» – это не единственные группы, которые представляют опасность для детей. В частности, есть такие игры, которые намерены ударить по карману родителей, мошенники выведывают у детей номера банковских карт, счетов, различные коды доступа, информацию о том, что семья едет на курорт и дома никого не будет и тому подобное.
Интернет для ребенка очень опасен, поэтому родители должны объяснять и на собственном примере показывать, что они не заходят на сомнительные сайты и не пользуются ненужным контентом. Родители, которые взаимодействуют со своим ребенком на уровне доверия, создают такую систему отношений, ребенок может легко в них что-то спросить рассказать им, ведь понимает, что взрослые не будут морализировать и поучать, а наоборот, дадут дельные советы, которые помогут ей в жизни.
– С какого возраста детям стоит регистрироваться в социальных сетях и нужно ли вообще это делать?
– Думаю, в социальных сетях дети должны регистрироваться как можно позже, хотя бы с 14 лет. Однако мы не можем ограничить доступ детей к социальным сетям, ведь они имеют мобильные телефоны, компьютеры в школе, дома, у друзей. Как только в соцсетях начинают регистрироваться друзья, ребенок тоже это делает, иначе оказывается вне круга общения со сверстниками.
– Тотальный контроль или либеральный метод – какой подход к воспитанию маленького пользователя социальных сетей работает лучше всего?
– Тотальный контроль означает, что ребенок будет пытаться его обойти, обмануть родителей и пользоваться интернетом у друзей, тихонько с мобильного телефона, узнает, как стирать историю посещенных сайтов и тому подобное. Тотальный контроль не даст никакого положительного эффекта. Разве закрыть ребенка в квартире, где нет компьютера, и не выпускать его оттуда, на самом деле других методов нет.
А когда мы начинаем говорим о доверии в общении родителей и детей, то тотальный контроль неуместен. Либеральный метод воспитания также не является лучшим. Ребенок все-таки должен понимать, что у нее есть определенные роли, функции и задачи, среди которых – слушать родителей. Но родители должны объяснять, почему их надо слушать, в доступной для ребенка форме, чтобы он это понял: любое требование, правило должно иметь объяснение. Кроме того, когда мы говорим о либеральных отношения, то ребенок часто воспринимает родителей на своем уровне и они для него перестают быть авторитетом. А важно, чтобы родители были для своих детей авторитетом.
– Что побуждает подростков участвовать в играх, которые представляют угрозу их жизни? Кто прежде всего находится в зоне риска?
– В зоне риска прежде всего находятся дети, имеющие различные проблемы. Это не обязательно дети из проблемных семей, это могут быть дети из достаточно обеспеченных семей, внешне благополучных. Но на самом деле, когда ребенку не хватает общения, если его не понимают, не слышат, он ищет единомышленников, социум, в котором может самоутвердиться, где его будут уважать, понимать, слушать и слышать. И вот собственно кураторы «смертельных игр» ищут таких подростков, которые в своих постах пишут что-то о смысле жизни, жизнь сложна, не приносит радости и удовлетворения тому подобное.
Ребенок, находящийся в депрессивном состоянии, в первую очередь может стать жертвой «групп смерти», потому что он беззащитна и легко поддается манипулированию. Используя психологические приемы, кураторы «раскручивают», подводят ребенка к тому, чтобы он полностью стала им доверял, выполнять их задания, квесты. Ребенок начинает игру, которая интригует и захватывает его.
Для него это игра, что-то несерьезное. Даже если он понимает, каким будет последнее задание, очень часто думает, что этого не произойдет, что он сможет вовремя остановиться. Кроме того, запугивания и угрозы в адрес ребенка и его близких также способствуют тому, чтобы ребенок выполнял следующие задачи.
– Какие первые признаки того, что с ребенком что-то не так?
– Дети начинают ночью сидеть в интернете, если родители это замечают, они однозначно должны реагировать, потому что это будет влиять и на учебные достижения ребенка, и на его психофизиологическое состояние. Также это может свидетельствовать о том, что подросток зарегистрировался в одной из таких групп и начал выполнять задания. То есть если ребенок не спит ночью, родители должны обращать на это внимание в любом случае.
Второй признак. Ребенок находится в депрессивном состоянии, он замыкается в себе, перестает с кем либо общаться, кроме компьютера, даже теряет своих друзей. Для таких детей характерны резкие изменения эмоций, преобладание негативных чувств, частые проявления агрессивного поведения. Кроме того, дети, которые готовятся к суициду, стараются, как правило, об этом сигнализировать, сообщать. Ребенку плохо и он хочет, чтобы ей помогли, услышали и поняли. Он боится сказать об этом прямо, но каким-то образом пытается намекнуть. То есть время от времени он озвучивает какие-то фразы, вроде: «жизнь напрасна», «ничего хорошего в этой жизни нет и не будет», «я скоро умру» и другие.
Ребенок таким образом пытается проинформировать окружающих о своих намерениях. Кроме того, дети очень часто могут готовиться к этому: организовывать свои дела, комнату, раздавать друзьям и родственникам какие-то свои ценные вещи. Очень часто со стороны ребенка суицид – это своеобразная месть, мол, «вы меня не ценили при жизни, то будете плакать после моей смерти».
Дети, когда готовятся к суициду, как правило, романтизирующие его, думают, что таким образом смогут привлечь к себе внимание. На самом деле в подростковом возрасте они еще не могут адекватно понимать, что суицид – окончательный и необратимый, это последняя точка в жизни и потом уже ничего не будет, даже если родители будут плакать над ними, для них это уже ничего не изменит. В большинстве случаев детский суицид – демонстративный, является привлечением внимания и криком о помощи.
– Какие советы можете дать родителям, чтобы их дети не попадали в ловушки смертельных игр? Как уберечь своих детей от так называемых «групп смерти»?
– Прежде всего, должны быть любовь, уважение и доверие. Если ребенок будет доверять родителям, то он не будет скрывать от них,на какие сайты заходил. На самом деле доверие строится очень сложно и долго, зависит от общения родителей и детей от самого их рождения. Во многих источниках говорят о том, что сегодня родители уделяют своим детям лишь 20 минут в день.
Это приблизительная цифра, но в основном родители действительно не имеют времени для того, чтобы просто сесть и поговорить с ребенком о том, что его беспокоит, что интересно и тому подобное. Когда ребенок задает вопросы, родители порой нет времени на них ответить, отмахиваются. А на самом деле взрослые также должны делиться с ребенком сокровенным, рассказывать ей о своих проблемах на работе или в общении со своими друзьями, конечно, учитывая возраст ребенка.
Опять же задача родителей – строить доверительные отношения с детьми и для этого они должны также доверять детям. Если есть доверие родителей к детям, тогда дети тоже начнут доверять родителям. Кроме того, не стоит начинать разговор с вопросов: «Какие у тебя проблемы?», «Что у тебя нового в школе?». От таких вопросов ребенок закрывается. Поэтому сначала взрослым стоит рассказать о своем дне и тогда, возможно, ребенок сам расскажет о том, что происходит в его жизни.
Эта привычка должна формироваться с детства. Если родители с ребенком не разговаривали таким образом до 14 лет, то с 14 это начинать для ребенка будет несколько странно и установить доверительные отношения будет очень трудно или невозможно. То есть такое взаимодействие с ребенком должно быть фактически от рождения.
Кроме того, родители должны способствовать тому, чтобы ребенок знал чем заняться, ходил на различные кружки, причем на те, которые он сам для себя выбрал. Взрослые не должны навязывать ребенку собственные увлечения и желания. Дети очень мало внимания уделяют учебе за компьютером, но если их что-то сильно захватывает, то они погружаются в это с головой. И если что-то захватывает вашего ребенка, старайтесь дать ему возможность этим заниматься, чтобы он мог оторваться от компьютера и уделять больше времени своему увлечению. Кроме того, загруженность ребенка будет способствовать тому, что он не будет времени на ту же депрессию.
– Многие родители, руководствуясь страхом за жизнь детей, впадают в крайности: забирают гаджеты или заставляют их удалить свой аккаунт из всех возможных соцсетей и тому подобное. Стоит действовать по этой схеме?
– Однозначно не стоит. Любые запреты порождают протест и мысли, как их обойти. Дети обижаются, а обижаясь не доверяют родителям, начинают их обманывать, это еще больше обостряет ситуацию. Не стоит радикально влиять на детей. Мы не можем отключать интернет, забирать гаджеты, которые сами им дарим, так как для детей отбора подарка тоже является болезненным моментом. Кроме того, если у всех вокруг есть в интернет, они пользуются соцсетями, имеют телефоны и планшеты, а у ребенка это все забрали, то на самом деле это также будет вызывать протесты. Тем более – в подростковом возрасте, когда дети пытаются сепарироваться, отделиться от родителей, а родители вдруг начинают о них беспокоиться и их контролировать. Опять же дети этого не воспримут.
– Знаю, что во многих семьях тема «групп смерти» – табу, об этом не говорят, ведь родители убеждены, что такие разговоры только провоцируют интерес подростков. Действительно игры в замалчивания и игнорирования помогают избежать или решить проблему?
– Нет, ведь в этом случае умолчание не приведет к хорошим результатам. Но чем меньше эта информация распространяется, тем лучше. В интернете и в средствах массовой информации состоялся очень сильный пиар этих игр и те дети, которые о них не знали, теперь узнали. А если ребенок о чем-то узнает, он пытается сразу проверить, действительно ли это так, что там происходит. Детям просто становится интересно, они начинают обсуждать это между собой, коллективно заходить в эти группы, по одному регистрироваться, рассказывать друг другу, что там происходит, кому какие задачи дают и тому подобное. Однозначно, чем меньше дети об этом знают, тем лучше. Но если дети об этом уже узнали и не от родителей, а, например, от сверстников, то взрослые не должны это замалчивать. С детьми стоит говорить об угрозе, о манипулировании, о том, что это кому-то выгодно. Не секрет, что большинство видео с суицидами продают людям с больной психикой и кто обогащается на детской агрессии и смертях. Поэтому искренние и откровенные беседы между взрослыми и детьми очень важны. Но если ребенок еще не знает о «группе смерти», то информировать его об этом не стоит.
– Какие основные ошибки делают взрослые, руководствуясь желанием защитить детей от пагубного влияния интернета?
– Хочу подчеркнуть, что информация, распространяемая в СМИ и интернете о «смертельных играх», должно быть для только для взрослых. Когда взрослые постят в соцсетях такую информацию, то должны делать это для коллег, друзей и знакомых, то есть для взрослых, а не для детей. Родители должны думать о том, что именно они постят в своих соцсетях или обсуждают с соседями на кухне, когда ребенок может их слышать и тому подобное. Так же и педагоги. Кроме того, не стоит публично опрашивать детей об их участии в подобных играх, осматривать руки – нет ли на них порезов и тому подобное. Ведь дети очень уязвимы, и такие действия со стороны взрослых, педагогов могут ухудшить ситуацию. Если есть какие-то подозрения, то стоит с ребенком решать эти вопросы индивидуально, а не на людях, не унижать достоинство ребенка перед его друзьями и одноклассниками.
Беседу с психологом вела Наталья Бондарева. Специально для сайта "Проспект Дериглазова"
Я считаю, что правоохранительные органы должны тоже больше работать над этим вопросом. Мобилизировать больше информатиков для решения этих проблем. Иногда и доверительные отношения не помогают – дети по своей глупости могут залесть куда не надо. Никакой родитель не хочет своим детям таких горьких опытов, правда?
Вы совершенно правы: и образованный родитель и невежда, все не хотят никаких бед своим детям